Рабочая программа образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи разработана в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ – детский сад № 528 г. Екатеринбурга.Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса детей старшего дошкольного возраста. Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи и обеспечивает социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, направленности группы.Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:-Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. Москва от «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. 28564); -Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; -Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15); -ПАОП с ТНР. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17; -Основной образовательной программой МБДОУ – детский сад № 528; Программа также составлена на основе программы Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т. В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» и представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, его социализацию в коллективе сверстников.Цель программы – определение содержания коррекционно-развивающей работы по нормализации речевой деятельности детей с речевыми нарушениями (освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами), их социализации в общество.Основные задачи коррекционного обучения:Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха и восприятия (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).Активизация и расширение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.Формирование грамматического строя речи.Развитие связной речи старших дошкольников.Развитие коммуникативности, успешности в общении.Рабочая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с ОНР, сэкономить время учителя-логопеда на подготовку к коррекционно-развивающей деятельности, обеспечить единство требований педагогов в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшей коррекционно-развивающей работы.Приоритетные принципы и подходы к реализации программыУспешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов:Соответствие содержания образования требованиям общества, культуры, науки, личности.Соответствие содержания образования имеющимся программно-методическим, дидактическим и материальным условиям МБДОУ.Принцип единства содержательной и процессуальной стороны обучения и воспитания.Принцип структурного единства содержания образования.Принцип гуманитаризации содержания образования.Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.Принцип систематичности и последовательности.Принцип доступности обучения.Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы с детьми.В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.Программа является «открытой» и предусматривает вариативность, проблемную интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.Содержание Программы соответствует основным положениям коррекционной дошкольной педагогики и возрастной психологии и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач. |