• Аннотация к рабочей программе учителя-логопеда подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

    Рабочая программа образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности разработана в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ – детский сад № 528 г. Екатеринбурга.

    Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса детей старшего дошкольного возраста. Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности и обеспечивает социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, направленности группы.

    Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

    -Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    -Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами Сан-Пин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;

    -Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

    -Основной образовательной программой МБДОУ – детский сад № 528;

    Программа также составлена на основе программы Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т. В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» и представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, его социализацию в коллективе сверстников.

    Цель программы – определение содержания коррекционно-развивающей работы по нормализации речевой деятельности детей с речевыми нарушениями (освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами), их социализации в общество.

    Основные задачи коррекционного обучения:

    1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха и восприятия (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

    2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).

    3. Активизация и расширение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.

    4. Формирование грамматического строя речи.

    5. Развитие связной речи старших дошкольников.

    6. Развитие коммуникативности, успешности в общении.

    Рабочая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с ОНР, сэкономить время учителя-логопеда на подготовку к коррекционно-развивающей деятельности, обеспечить единство требований педагогов в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

    Приоритетные принципы и подходы к реализации программы

    Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов:

    1. Соответствие содержания образования требованиям общества, культуры, науки, личности.

    2. Соответствие содержания образования имеющимся программно-методическим, дидактическим и материальным условиям МБДОУ.

    3. Принцип единства содержательной и процессуальной стороны обучения и воспитания.

    4. Принцип структурного единства содержания образования.

    5. Принцип гуманитаризации содержания образования.

    6. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.

    7. Принцип систематичности и последовательности.

    8. Принцип доступности обучения.

    9. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы с детьми.

    Структура Программы является формой предоставления вида деятельности (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала и включает в себя следующие элементы:

    1. Титульный лист.

    2. Содержание.

    3. Целевой раздел.

    4. Содержательный раздел.

    5. Организационный раздел.

    В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

    Программа является «открытой» и предусматривает вариативность, проблемную интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

    Содержание Программы соответствует основным положениям коррекционной дошкольной педагогики и возрастной психологии и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач.