• Аннотация к рабочей программе группы компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи для детей 6-го года жизни

    Рабочая программа старшей группы компенсирующей направленности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения — детский сад комбинированного вида № 528 разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва), основной общеобразовательной программой  МБДОУ-детский сад  №528.

    Основными документами, регламентирующими ценностно-целевые и методологические основы Программы, являются:

    -Федеральный закон от 29 декабря 1912 года № 273–ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

    -Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.

    -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 года);

    -СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

    -Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 (зарегистрировано министерство юстиции РФ 29.05.2013 г., регистрационный № 28564).      

    Рабочая программа призвана обеспечить:

    -развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей;

    -гуманизацию и индивидуализацию образовательного процесса на основе: учета потребностей воспитанников детского сада, их родителей;

    -отбора содержания и его реализации в соответствии с возможностями и потребностями детей;

    -использования и совершенствования методик образовательного процесса и образовательных технологий;

    -сотрудничества детского сада и семьи.

     Рабочая программа разработана с учетом:

    -примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (М., 2015г.)

    -обязательная часть Программы; —

    -методических рекомендаций по организации коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей

    -«вариативной примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под редакцией Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,  «Примерной региональной программы образования детей дошкольного возраста» авторы-составители Толстикова О.В., Гатченко Т.Г. — – Екатеринбург: ИРРО, 2007.

    –часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений. Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в МБДОУ.

    Программа направлена на достижение следующих целей:

    1)повышение социального статуса дошкольного учреждения;

    2)обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

    3)обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; 4)сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

    Рабочая программа направлена на решение задач федерального государственного стандарта дошкольного образования:

    1)охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

    2)обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ;

    3)обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

    4)создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

    5)объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

    6)формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

    7)формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

    8)обеспечения вариативности и разнообразия Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

    9)обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

    Рабочая программа обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух направлениях, включающих:

    1)совместную деятельность взрослого и детей,

    2)самостоятельную деятельность детей.

    Рабочая программа предусматривает:

    -построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

    -содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

    -приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

    Методологическим основанием решения задач образовательной деятельности является деятельностный подход. Образовательные области. Основные виды деятельности. Физическое развитие: двигательная деятельность (как двигательная активность) познавательно-исследовательская деятельность (как познание и исследование организма человека).

    Социально- коммуникативное развитие: игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, ) познавательно-исследовательская деятельность (как познание и исследование социального окружения) самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице.)

    Познавательное развитие познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал.

    Речевое развитие восприятие художественной литературы и фольклора.

    Художественно- эстетическое развитие изобразительная деятельность (рисования, лепка, аппликация) музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) Основные принципы деятельностного подхода:

    -Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка.

    -Деятельность является движущей силой развития ребенка.

    -Принцип амплификации развития (А.В.Запорожец).

    Основные принципы коррекционно – развивающей работы:

    -Принцип развивающего обучения.   Реализация этого принципа основана на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании зоны ближайшего развития.

    -Принцип учета вида и структуры нарушений (первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии).

    -Деятельностный принцип устанавливает подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой «вызревают» психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка.

    -Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.

    -Принцип генетический. Реализация этого принципа позволяет учесть общие закономерности развития применительно к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями.

    -Принцип коррекции и компенсации. Он является одним из ведущих при разработке коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку в зависимости от характера, структуры и выраженности нарушения (коррекционная направленность на формирование компенсаторных механизмов).