|
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…» Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Специально оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, библиотеки, объекты спорта, средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Объекты для проведения практических занятий: групповые помещения, музыкальный зал, спортивный зал, кабинеты учителей-логопедов.
В групповые помещения входят: приемная (раздевальная) для приема детей и хранения верхней одежды, групповая для проведения игр, занятий и приема пищи, спальня, буфетная для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды, туалетная совмещенная с умывальной. Все группы оснащены необходимой мебелью, игровым оборудованием, игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями основной образовательной программы МБДОУ и ФГОС ДО, стимулирующие познавательную, речевую, физическую и игровую деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов имеет подвижные изменяющиеся, трансформирующиеся границы. Созданная коррекционно-развивающая среда в МБДОУ – это комплексный, системный, вариативно меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.
В МБДОУ функционируют 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи. В группах реализуется адаптированная основная образовательная программа. На каждого ребенка разработан индивидуальный образовательный маршрут. На основании заключений ТПМПК для детей, рекомендованных к наблюдению психолого-педагогического консилиума МБДОУ, разработаны и реализуются программы индивидуального сопровождения специалистами детского сада. Потребность введения в штат сурдопереводчика, тьютера отсутствует. Дистанционное обучение и обучение на дому не проводится по причине отсутствия потребности.
Музыкальный зал в МБДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Здесь проводятся НОД, досуги, праздники, утренники и развлечения. Зал оснащен современным оборудованием: проектор, цифровое фортепиано, акустическая система; учебно-методическими материалами: оборудование для музыкальных игр-драматизаций, атрибуты для игр, детские музыкальные инструменты, портреты композиторов. Создана фонотека (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал.
Для работы с детьми с особыми образовательными потребностями кабинеты учителей-логопедов оборудованы:
— техническими средствами обучения: оборудование для игры с песком, ноутбук с картотекой игр;
— коррекционным оборудованием: массажные мячи, набивные мячи; массажные дорожки, детские тренажеры; мягкие спортивные модули, мягкие маты, батуты; релаксационное и сенсорное оборудование; дидактические наборы для осуществления коррекционной работы в соответствии с адаптированной основной образовательной программой МБДОУ.
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. В МБДОУ имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование – гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь – мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др. Для этого оборудован спортивный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги.
Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
На улице оборудованы прогулочные площадки для каждой возрастной группы, в том числе для детей групп компенсирующей направленности, игровым и спортивным оборудованием.
В МБДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях. Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. В каждом групповом помещении выделено и оснащено детской художественной и познавательной литературой место под библиотеку для воспитанников МБДОУ в соответствии с их возрастными особенностями.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МБДОУ – детский сад № 528 разработан Паспорт доступности, согласно которому объект признан доступным для инвалидов категорий У (с умственными нарушениями), доступен частично для инвалидов категорий Г(с нарушением слуха). Объект не доступен для посещения инвалидов категорий К (передвигающихся на креслах-колясках),О (с другими нарушениями опорно-двигательного аппарата) и С (с нарушениями зрения), либо частично доступен первый этаж с регламентом обслуживания до 45 минут.
Конструктивные особенности здания МБДОУ не позволяют предусмотреть подъемники, а так же другие приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ОВЗ. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание МБДОУ предоставляется сопровождающее лицо.
Оборудование помещений МБДОУ и прилегающей к ней территории:
— главный вход в здание МБДОУ оборудован кнопкой вызова персонала на доступной высотедля оказания помощи посетителям;
— на входе в здание МБДОУ пандус для инвалидов-колясочников отсутствует;
— ширина дверных проемов входа в детский сад не везде позволяет свободный вход инвалидов-колясочников;
— на каждом лестничном марше, по краю первой и последней ступеньки на всю ширину, выполнена контрастная полоса ярко-желтого цвета;
— имеются вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне;
— автостоянка для инвалидов отсутствует;
— санитарно-гигиеническое помещение не оборудовано для инвалидов и лиц с ОВЗ;
— спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) отсутствуют;
— сменные кресла-коляски отсутствуют;
-сурдопереводчик и тьютер в штате отсутствуют.
В МБДОУ разработаны Правила по сопровождению граждан с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные условия питания
В МБДОУ организовано сбалансированное питание в соответствии с действующим Постановлением от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим МБДОУ. Специальные условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрены.
Контроль за качеством питания (разнообразием), витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов осуществляется администрацией МБДОУ.
Специальные условия охраны здоровья
Основной задачей медицинского и педагогического персонала учреждения является четкая организация работы по наблюдению за состоянием здоровья детей и проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития, а также снижение заболеваемости детей. Санитарно-гигиеническое состояние МБДОУ соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20, световой, воздушный и питьевой режимы соблюдаются. В детском саду имеются медицинский и процедурный кабинеты, а также изолятор, оборудованные в соответствии с нормативными требованиями.
С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя гимнастика и гимнастика после сна с использованием дыхательных упражнений, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня).
МБДОУ обслуживает врач-педиатр и медицинская сестра (на основании Договора № 57/02 от 01.01.2012 г. с МБУ «Детская городская больница № 8»). Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Ежегодно составляется комплексный план оздоровления детей с учетом возможностей МБДОУ, который включает в себя оздоровительные мероприятия: закаливающие мероприятия, витаминотерапия, вакцинопрофилактика, элементы лечебной физической культуры. Охрана здоровья осуществляется в полном соответствии с нормативными актами РФ.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям предназначен для педагогов и администрации МБДОУ. Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям не приспособлен для воспитанников, инвалидов и лиц с ОВЗ.
Информационная база МБДОУ – детский сад № 528 оснащена: локальной сетью, электронной почтой, выходом в Интернет, разработан и действует официальный сайт учреждения. В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МБДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению. Доступ к сети Интернет обеспечивается в соответствии с Договором № 100660027752126 от 10.01.2022 г. с АО «ЭР-Телеком Холдинг». Интернет используется для следующих целей:
— информационной поддержки и создания творческих работ педагогов и воспитанников МБДОУ (в том числе групп компенсирующей направленности с соблюдением санитарных требований);
— работы с компьютерными справочниками, электронными библиотеками;
— поиска дополнительной информации (текстовой, видео- и музыкальной) по всем дисциплинам учебных планов;
— самообразования педагогов МБДОУ;
— участия в онлайн — конференциях и вебинарах, просмотров онлайн — занятий и других педагогических мероприятий педагогов МБДОУ;
— просмотров познавательно-образовательных программ для воспитанников (в том числе групп компенсирующей направленности с соблюдением санитарных требований).
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ
Для повышения качества педагогического процесса в практике МБДОУ используются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др.
Педагоги МБДОУ активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях по развитию математических, экологических представлений, художественному творчеству, коммуникации, музыке. Мультимедийное оборудование активно используется на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах, досуговых мероприятиях, мастер-классах. Педагоги ДОУ участвуют в разработке электронных образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций) для занятий с детьми разных возрастов, в психолого-коррекционной работе, в логопедической коррекции. Накоплена обширная медиатека электронных образовательных ресурсов.
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования в МБДОУ не предусмотрено.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернатные группы в структуре МБДОУ не предусмотрены.
|